Кружево - удивительное творение человеческой фантазии, зародилось как вид декоративного украшения изделий из ткани.
Вологодское кружево - особенное явление в народном искусстве Русского Севера.
Кружево делится на шитое иглой и коклюшечное. Слово «кружево» происходит от «окружать», украшать нарядной отделкой края одежды и других предметов из тканей. Кружевоплетение было известно на Руси издавна. Им занимались женщины всех сословий. Платье царей, князей и бояр украшало кружево из золотых, серебряных и шелковых нитей; в народной одежде использовалось кружево из льняной пряжи, а с конца XIX века - из хлопчатобумажных нитей. Отличительной особенностью традиционного вологодского парного кружева является четкое деление «строения» кружева на узор и фон. При ткачестве используется всего две нити - основная и уточная, при вязании - одна, а при плетении - множество нитей. Каждая нить наматывается на отдельную палочку - коклюшку. Мастерица - закрепляет нить на коклюшке, кладёт её себе на колено и несколько раз катает, пока нить не займёт специально отведённое для неё углубление. Далее наступает черёд куфтыря - набитого соломой матерчатого барабана. Его укрепляют на специальной подставке, предварительно обернув бумажным рисунком (сколком). Именно в нём и хранится секрет мастерицы. Её неповторимый рисунок. Вставляя в дырочки на сколке булавки и перекидывая коклюшки, плетея (мастерица) переплетает нити.